Существует расхожее мнение, что люди, которые много читают, гораздо умнее тех, кто как-то не нашел с литературой точек соприкосновения. На чем основано такое мнение? Дело в том, что книга издревле была символом мудрости. Вспомним архетипичный образ бородатого старца, склонившегося над старинной книгой. Есть и более современные образы: студент-ботаник в огромных очках тащит целую кипу книг. Так вот, из столетия в столетие и поддерживается этот стереотип: читает – значит, умный.
Можно легко понять, как этот стереотип зародился. Грамота не была достоянием общественности ни в одной стране мира. Читать и писать умели только избранные: священнослужители, правители, аристократия и т. д. Простолюдинам это было ни к чему, они с утра до ночи гнули спины, чтобы прокормить вышеупомянутые сословия. Вот и считается с тех пор, что книга – удел немногих, умных, благородных и т. д. А если ты читать не любишь, то что с тебя, сирого да убогого, взять?
Но сегодня мы ушли далеко от тех дремучих веков, и можем трезво рассудить, влияет ли книга на развитость человеческого ума. Вопрос этот можно перефразировать и задать так: полезен ли молоток для забивания гвоздей? Казалось бы, да, конечно. Но при условии, что вы будете бить этим молотком строго по шляпке гвоздя! Если колотить себе по пальцам, то гвоздь так и останется лежать рядом. Что это значит применительно к книге? Значит, что если вы хотите стать блестящим физиком, то должны читать книги по физике, а не Дарью Донцову.
Тут должен подняться негодующий ропот, общий смысл которого сводится к одному: так что же, художественные книги вообще не нужны? Нужны, конечно нужны, не волнуйтесь! Но их место и возможности нужно четко осознавать. Художественная литература нужна, в первую очередь, для получения удовольствия от процесса чтения. Книги выгодно отличаются от кино тем, что оставляют больше простора воображению. Читая текст, каждый воображает описанные сцены так, как ему хочется. Актеры там всегда играют безупречно, ракурс выбран наилучшим образом.
Другая важная роль художественной литературы – нравственное воспитание. Вот, например, «Преступление и наказание» Достоевского учит нас, что убивать – плохо. «Севастопольские рассказы» Толстого учат, что воевать – плохо. Но есть, например, такие книги, как «Бойцовский клуб» Чака Паланика, где нам рассказывают, что разрушать, убивать и мелко пакостить – это просто прекрасно. Кому верить? В том-то и оно…
Мы не собираемся ни преувеличивать, ни преуменьшать значения книг. Просто нужно понимать, что книга сама по себе никого не сделает умнее. Умнее человека делают размышления над прочитанным, над увиденным, над пережитым. Книга – лишь инструмент, который каждый может использовать по своему усмотрению. Монахи, проводящие жизнь в молитвах и смирении, и религиозные фанатики, брызжущие слюной в объективы телекамер, читали одну и ту же Библию. Сила – внутри. И мы сами выбираем, что для нас хорошо и что сделает нас сильнее.
|